Ликбез по автозвуку

Понятия о динамиках
Динамики
Динамики
СЧ-динамик (Mid-range) – воспроизводит средние частоты (СЧ) в диапазоне от 250-350 Гц до 6000-7000 Гц.

ВЧ-динамик, твиттер (Tweeter, «пищалка») – динамик, предназначенный для воспроизведения высоких частот (ВЧ) в диапазоне от 1500-2500 Гц до 20 000-30 000 Гц.

НЧ-динамик (Woofer) – воспроизводит низкие частоты (НЧ) диапазоном от 40-60 Гц до 800-1000 Гц.

Сабвуфер (Subwoofer) – динамик, который воспроизводит низкие частоты в диапазоне от 20-30 Гц до 400-600 Гц.

Мидбас (Mid-Bass) – динамик, воспроизводящий средние и низкие частоты (СЧ / НЧ) диапазоном от 200-400 Гц до 3000-4000 Гц.

Широкополосный – универсальный динамик.
Количество полос
Количество полос
Полоса означает отдельный диапазон целого спектра частот, который воспроизводится автомобильной акустикой. Каждой полосе соответствует динамик / динамики. Многополосные АС звучат качественнее, чем широкополосные (однополосные).

Чаще всего встречаются двух- и трехполосные АС:

2 – состоят из двух динамиков: ВЧ (для верхних высоких и средних частот) и НЧ (для низких и части средних частот);

3 – состоят из трех динамиков: ВЧ (для верхних), НЧ (для нижних), СЧ (для средних).
Мощность
Мощность
Номинальная – параметр мощности при продолжительном режиме работы. Это основной показатель мощности. Номинальная мощность АС должна равняться номинальной мощности усилителя, еще лучше – быть меньше. В противном случае на высокой громкости динамики выйдут из строя. Оптимальный показатель мощности динамиков – 50-80 Вт.

Максимальная – параметр мощности при кратковременном режиме работы (с перегрузками). Желательно, чтобы максимальная мощность АС была в два раза больше аналогичного показателя усилителя или магнитолы.

Важно: уточните величину номинальной мощности, поскольку изготовители часто указывают на упаковке изделия лишь максимальную мощность.
Частоты
Частоты
Ухо человека воспринимает частоту в пределах 20-20 000 Гц. Ни один динамик не способен воспроизводить этот диапазон. Поэтому для объемного звука устанавливается комплект:  ВЧ + СЧ + НЧ + мидбас. Чем ниже минимальная и выше максимальная частота (шире диапазон), тем качественнее звучание АС.
Чувствительность
Чувствительность
От этого параметра зависит громкость звука, которую выдает АС при подаче на нее сигнала. Стандартный сигнал – мощностью 1 Вт с частотой 1000 Гц. Чувствительность измеряется в децибелах (дБ) и в разных устройствах колеблется в пределах 40-250 дБ.

Высокочувствительная АС не нуждается в мощном усилителе и наоборот, система с низкой чувствительностью требует мощный усилитель. Чем выше этот показатель, тем лучше. Оптимальный параметр – от 85 дБ.
Сопротивление (импеданс)
Сопротивление (импеданс)
Этот параметр означает сопротивление по переменному току (в данном случае – сигналу). В современных АС импеданс составляет 2; 4; 8 Ом. От величины сопротивления качество звучания не зависит, но его следует учитывать для правильного подбора автомобильной акустики и усилителя.

Более высокий импеданс АС по отношению к аналогичному параметру усилителя приведет к тихому звучанию, более низкий – к искажению звука.
Виды акустики.
 – для воспроизведения всех частотных диапазонов используется один универсальный динамик (от 40-50 Гц до 18 000-20 000 Гц). В результате подобная АС самая дешевая и простая в монтаже, но оборотной стороной этих преимуществ является низкое качество звука.
Компонентная (разнесенная)
Компонентная (разнесенная)
– в такой АС каждой полосе частот соответствует отдельный динамик. Благодаря такому решению достигается самое высокое качество звучания («эффект присутствия»). В то же время компонентная АС из-за значительного числа динамиков дорого стоит и сложна в монтаже.
Коаксиальная (совмещенная)
Коаксиальная (совмещенная)
– золотая середина между предыдущими вариантами: низко-средне- и высокочастотные динамики объединены в одном корпусе. Таким образом, достигается простота установки и более высокое качество звука, чем у широкополосной. Характеристики звука коаксиальной АС ниже по сравнению с компонентной акустикой. К тому же, повышается сложность настройки колонок.
– «отсекает» самые высокие и низкие частоты и воспроизводит средний диапазон (обычно 50-6000 Гц). Чаще всего используется вместе с твиттером.
Типоразмер.
Круглые
Круглые
8 см (3 дюйма), 10 см (4 дюйма) – место установки – защитные сетки в торпедо, редко в передних дверях.

13 см (5.25 дюймов) – место установки – кик-панели, которые находятся под торпедо, боковые фиксаторы задней полки, двери.

16.5 см (6.5 дюймов) – такой вариант встречается чаще всего. Место установки – двери и задние полки.

20 см (8 дюймов) – встречаются редко в штатных сборках авто.


Овальные
Овальные
10х15 см (4х6 дюймов) – размещаются в боковых фиксаторах или кик-панели.

13х18 см (5х7 дюймов) – монтируются в двери или заднюю полку.

15х23 см (6х9 дюймов) – встречаются чаще всего, устанавливаются в заднюю полку или двери. В народе такие динамики называются «блинами».

18х25 см (7х10 дюймов) – используются редко, размещаются на задней полке.

20х30 см (8х12 дюймов) – не выпускаются.

Чем больше размер динамика, тем лучше у него звучат низкие частоты. Для АС без сабвуфера подойдут динамики типоразмера 16 см. Это оптимальный выбор, так как подобные колонки хорошо передают низкие, средние и высокие частоты.

Для акустики с сабвуфером подбираются динамики 13 см. Динамики меньшего размера плохо воспроизводят нижний звуковой регистр. Размер сабвуфера колеблется в пределах 20-40 см.
Сабвуферы.
Вид
Вид
Активный– оснащен усилителем, что уменьшает габариты сабвуфера, облегчает его настройку и подключение к АС. Такая модель имеет невысокие характеристики звука, так как для уменьшения цены часто снабжается низкокачественными динамиками. Активный сабвуфер встречается чаще всего и подойдет для акустики начального и среднего уровня.

Пассивный– не имеет усилителя и не нуждается в питании, что облегчает монтаж сабвуфера. В то же время для работы пассивной модели требуется усилитель – это повышает качество звучания, но увеличивает ее цену и усложняет настройку. Учтите, что пассивный сабвуфер нагружает стереосистему, что может привести к ее поломке. Пассивный сабвуфер часто используется в АС высокого уровня.
Корпусные
Корпусные

Закрытый ящик (Sealed Box) – герметичный ящик с диффузором динамика на передней панели. Подобное конструктивное решение обеспечивает низкую цену и четкое звучание с минимумом искажений. По громкости, чувствительности и глубине баса такая модель уступает другим корпусным сабвуферам. Этот сабвуфер прост в настройке (единственная величина – объем ящика).

Благодаря указанным достоинствам, сабвуфер корпусом Sealed Box подойдет для большинства пользователей.

Фазоинвенторный (Ported) – имеет специальный тоннель (фазоинвентор), который соединяет внутренний объем с окружающей средой. В результате такой сабвуфер компактнее, чувствительнее, звучит громче, выдает больший частотный диапазон, чем предыдущий вид. Минусы: более высокая цена и требовательность к настройке (учитывается объем ящика, длина тоннеля и поперечное сечение).

Полосовой (Band-pass) – объединяет в себе конструктивные черты предыдущих моделей. Корпус такого сабвуфера разделен перегородкой на две части: одна – герметично закрытая, вторая – оснащена фазоинвертором. Полосовой сабвуфер выдает максимальную громкость и качественный звук в узкой полосе низких частот. Такой вариант заинтересует, прежде всего, ценителей мощного баса.

Пассивный излучатель – напоминает фазоинвенторный сабвуфер, но в отличие от него снабжен дополнительным диффузором. По характеристикам приближается к фазоинвенторной модели. В таком сабвуфере отсутствует шум воздуха в трубе резонатора. Пассивный излучатель нуждается в тонкой настройке и встречается редко.

Изобарический – состоит из двух динамиков. Такая конструкция обеспечивает большую громкость и лучшую чувствительность. Минусы: высокая стоимость и значительные габариты.
Без корпусные
Без корпусные
Free air – монтируется непосредственно на панель, способен звучать без специальной оболочки. Предел возможностей такого сабвуфера – не ниже 100 Гц. Встречается редко.

Некоторые сабвуферы предусматривают корпус, но продаются без него, чтобы пользователь мог выбирать, самостоятельно изготовить или заказать акустическое оформление. Это позволит установить НЧ-динамик под сиденье. Подобный вариант заинтересует «продвинутых» юзеров, точно подстраивающих звучание под свои требования.

Важно: мощность сабвуфера должна равняться выходной мощности усилителя низкой частоты, точнее, совокупности мощностей выходных каналов. Например, для мощности 50 Вт Х 4 приобретайте сабвуфер на 200 Вт. При этом речь идет именно о номинальной мощности.
Усилители звука.
Используются в автомобильных системах как правило для сабвуферов. Слово моноблок при выборе усилителя для сабвуфера обозначает только то, что усилитель может работать на низкоомную нагрузку (1-2 Ом), если сабвуфер рассчитан на 4-8 Ом, то искать моноблок для него не принципиально, будет достаточно и 2-х канального усилителя, подключенного мостовой схемой. Моноблоки в основном все идут класса D, т.к. рассчитаны на подключения сабвуфера в автомобиле, а для саба самое главное хорошая мощность, а не качество звука. Также имеют развитый кроссовер в низкочастотном диапазоне и выносной регулятор громкости, что очень удобно при подключении к штатной автомагнитоле, в которой нет встроенной регулировки громкости сабвуфера.
Используются как для пары динамиков, так и для подключения сабвуфера используя мостовое соединение, либо по катушке/сабвуферу на канал усилителя, если позволяет мощность.
Используются очень редко, т.к. все современные 4-канальные усилители имеют возможность мостового подключения и работы в режиме 2 каналов на акустику + 1 на сабвуфер.
Самые распространенные автомобильные усилители мощности. Могут быть использованы как для четырех динамиков, так для двух динамиков и сабвуфера, а также и для двух сабвуферов. Наиболее часто продаваемые и устанавливаемые усилители.
Используются в автомобильной системе для усиления четырех динамиков и сабвуфера. Как правило служат удешевленной альтернативой для более качественной компоновки системы, когда ставится отдельно усилитель для акустики и отдельно для сабвуфера. Также экономит место.
Используются и распространены крайне редко за своей не востребованностью. Редкая авто звуковая система в них нуждается.
Полезно знать.
Расположение
Расположение

Расположение элементов АС напрямую влияет на качество звучания музыки в салоне авто. При этом штатные места – далеко не самые лучшие. Например, для пищалок предусмотрены места в дверной обшивке, однако при таком варианте достигается незначительный стереоэффект.

Для достижения максимального эффекта коаксиальная акустика монтируется сзади (задняя полка, задние двери), а компонентная – впереди (торпедо, передние двери). Эта компоновка создает объемное звучание в салоне автомобиля.

Стандартная схема компоновки АС такова: маленькие твиттеры размещаются на торпедо, более крупные СЧ и НЧ-динамики – в передних дверях, сабвуфер – задняя полка или багажник авто. Впрочем, на заднюю полку устанавливают также СЧ и НЧ-динамики – в этом случае они и сабвуфер должны находиться на некотором расстоянии друг от друга.

Важно: практика показывает, что рядом установленные СЧ и НЧ-динамики искажают звучание. Оптимальным решением будет монтаж НЧ-динамиков под передней панелью или сиденьем. А вот лучшим местом для СЧ-динамиков считаются передние двери.

Для создания качественной акустики стоит использовать специальные подиумы (приставки), позволяющие установить габаритные динамики. Подиум не только прикрепляет динамик к поверхности, он улучшает или ухудшает (при неправильном подборе) звучание.

Важно: качество звучания определяется и правильностью установки элементов АС. Динамики должны быть надежно закреплены: сильная вибрация ухудшает характеристики звучания (особенно актуально для мидбаса). А вот менять штатные провода, соединяющие магнитолу и динамики, на позолоченные кабели не стоит: улучшение качества звука будет минимальным, а затраты – значительными.
Оснащение
Оснащение
Внешний кроссовер – делит входной сигнал на отдельные диапазоны частот (СЧ, НЧ, ВЧ). В бюджетных моделях используется кроссовер, который встраивается в корпус динамиков. В более дорогих устройствах он является внешним (отдельный блок). Этот вариант лучше разбивает и меньше искажает звук, а также позволяет тоньше подстроить звучание.

Существует два вида разъемов:

Винтовые зажимы – отличаются высокой надежностью;
пружинные защелки – простые в использовании и встречаются в бюджетных моделях динамиков.

Позолоченные контакты на разъемах – устойчивы к окислению, характеризуются низким сопротивлением, надежно соединяют динамик с подключенными проводами.

Феррожидкостное охлаждение – отводит тепло от звуковой катушки, которое вырабатывается при работе АС на полной мощности и которое ускоряет износ динамика.

Защита от влаги – актуальна для машин с открытым типом кузова, катеров или яхт.